Киноиндустрия в новой реальности фото Софья Анцупова

Итоговая отраслевая конференция «Киноиндустрия в новой реальности» состоялась в московском пространстве «Старт Хаб» на Красном Октябре при участии министра культуры РФ Ольги Любимовой. Инициатором мероприятия, которое проходит уже в третий раз, выступает Министерство культуры  России. Конференция проходит при организационной поддержке Киностудии им. М. Горького.

«Безусловно, 2022 год стал беспрецедентно сложным для киноиндустрии. Отрасль столкнулась с такими вызовами, как уход крупных зарубежных компаний с российского рынка, ограничения в закупке оборудования и программного обеспечения, нехватка кадров. Но также открылись возможности для роста собственного кинопроизводства и импортозамещения, развития регионального кинематографа, кинообразования и новых рынков международной дистрибьюции», – сообщила модератор пленарного заседания, генеральный директор Киностудии им. М. Горького, председатель Совета Директоров киностудии «Союзмультфильм» Юлиана Слащева.

В ближайшие годы увеличится объем государственной поддержки кинопроизводства. Министерство культуры Российской Федерации выделит в 2023 году 11,6 млрд рублей, в 2024 и 2025 году – по 12,28 млрд рублей, — рассказала Слащева.
Министр культуры РФ Ольга Любимова в своем выступлении призвала наращивать темпы кинопроизводства, чтобы заместить отечественными фильмами недостаток контента, который испытывают кинотеатры после ухода из России западных мейджоров. В этом году по линии Минкультуры России было поддержано производство 150 картин, по линии Фонда кино – еще 60.

«Нам было понятно, что ни на минуту нельзя останавливать финансирование индустрии. Более того, по своевременному решению Правительства финансирование увеличилось по нескольким направлениям. Мы вышли на финансирование детского кино, авторской анимации. По линии Министерства культуры и Фонда кино в этом году впервые распределили 10 млрд рублей. Это очень большая сумма», – подчеркнула Ольга Любимова.

В то же время открываются новые возможности на новых рынках. И российские продюсеры активно работают для того, чтобы находить новые связи за рубежом и успешно представлять отечественные фильмы на международных рынках.

«В течение года мы “переворачивали” глобус вместе с “Роскино” и полностью переориентировались на другие рынки. У наших продюсеров практически не осталось возможности представлять свои проекты там, где еще недавно мы были желанными гостями. Тем не менее мы перешли в Индию, нам постепенно открывается Китай – мы очень рассчитываем на этот рынок и будем добиваться возможности присутствия на всех возможных площадках. Наши проекты востребованы во Вьетнаме, на Ближнем Востоке, в частности, в ОАЭ. Впереди очень серьезный рынок – Латинская Америка», – сказала Ольга Любимова.

По её словам, также необходимо развивать региональный кинематограф и систему рибейтов, разумно поддерживать маркетинговое продвижение прокатных фильмов.

Об объемах поддержки Фонда кино в текущем году рассказал исполнительный директор организации Федор Соснов: «Объем заявок, который поступил в Фонд в 2022 году, ровно в два раза выше объема заявок, который поступил в 2021 году. Количество поддержанных проектов при этом до конца года будет примерно в 5 раз больше, чем в прошлом году».
В конференции приняли участие представители профильных ведомств, руководители крупнейших продюсерских компаний, дистрибьютеров, кинотеатральных сетей, видеосервисов, киношкол и профессиональных ассоциаций.

Среди спикеров конференции руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексей Фурсин, генеральный директор «МТС Медиа» (KION) Игорь Мишин, генеральный директор АНО «Институт развития интернета» Алексей Гореславский, руководитель кинокомпании «СТВ» Сергей Сельянов, продюсер оригинального контента Okko Гавриил Гордеев, генеральный директор «Централ Партнершип» Вадим Верещагин и другие эксперты.

По мнению участников тематической сессии «Контентный голод – как его преодолеть», у России есть возможность полностью перестроить киноиндустрию и прокат за счет отечественных фильмов и проектов в копродукции с дружественными странами. При условии масштабной государственной поддержки кинопроизводства, продвижения, проката, международной дистрибьюции, а также кинообразования, эффект будет заметен уже в 2025 году, а на полную перестройку может понадобиться от 5 до 10 лет.

«Проблема не в деньгах – а в творческих кадрах, идеях и реализации. В среднем от идеи до проката проходит 2–3 года. Поэтому прежде всего нужно вдохновение творцов, потом финансовая поддержка производства», – отметила генеральный продюсер Продюсерского центра киностудии им. М. Горького Лика Бланк.

Острые вопросы кинообразования обсуждались на тематической сессии «Нехватка кадров и образование в киноиндустрии». Дискуссия прошла при участии заместителя министра культуры Надежды Преподобной, ректора Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова Владимира Малышева, директора «Роскультцентр» Марины Абрамовой и руководителей ведущих киношкол. Модерировала встречу руководитель департамента развития детских и молодежных программ и креативного образовательного пространства Кинокампус Киностудии им. М. Горького Нина Добрынченко-Матусевич.

Представители региональных министерств культуры обсудили актуальные вызовы и возможности на сессии «Развитие киноиндустрии в регионах».